Китай (China) входит в число ведущих стран мира с развитой системой морских портов. В терминалах этого государства начинаются важные маршруты, по которым грузы отправляются по странам Европы, Азии, регионам России. Ниже описаны морские порты Китая с большим ежегодным грузооборотом. Объекты наделены высокой пропускной способностью и развитой инфраструктурой. Они играют важную роль в международных логистических цепочках. Это подтверждает грузооборот морских портов Китая, составляющий 30% от мирового сообщения. Ниже – топ-10 объектов КНР, занимающие ключевое место в экономике страны!
Port of Shanghai (Шанхай)
Характеристика:
- Находится в восточной части страны, занимает устье реки Янцзы, вблизи Восточно-Китайского моря.
- Тип объекта: речной / морской, поскольку есть глубоководный терминал Яншань.
- Специализируется на генеральных и наливных грузах, контейнерных перевозках.
- Принимает туристические лайнеры.
Port of Shanghai входит в крупнейшие морские порты Китая, а также является важнейшим контейнерным терминалом в мире. Его грузооборот составил свыше 50 млн TEU (по данным 2024 г.). Этот показатель превысил значения Роттердама и Сингапура. Основные терминалы – Yangshan Deep-Water (автоматизированный), Pudong, Waigaoqiao, Wusong. Есть транспортная логистика с глубинными районами КНР посредством железнодорожного сообщения и сети речных каналов.
Порт Шанхая входит в маршрут «Один пояс – один путь».
Shenzhen (Шэньчжэнь)
Характеристика:
- Находится в провинции Гуандун в Южном Китае на побережье Южно-Китайского моря, граничит с Гонконгом.
- Объединяет несколько терминалов, включая Shekou, Dachan Bay, Yantian.
- По объему оборота грузов занимает 5-е место в мире. В 2023 году через порт прошло 27,4 млн TEU.
Объект находится вблизи промышленных регионов Гонконга. Это делает его одним из самых важных кластеров международных морских перевозок. К преимуществам относят наличие глубоководных терминалов, что дает возможность заходить в них суда класса ULCV. Порт связан с городами страны автомобильными и железнодорожными путями. Основные услуги – экспортно-импортные и транзитные операции, доставка, перевалка и обработка контейнеров.
Port of Ningbo-Zhoushan (Нинбо-Чжоушань)
Характеристика:
- Находится на Восточном побережье Китая в провинции Чжэцзян.
- Тип объекта: морской порт с глубоководным терминалом, поэтому принимает суда класса ULCV и VLCC.
- Общий тоннаж грузооборота – 1,2 млрд т.
- Специализируется на контейнерах, сжиженном газе, нефти, угле, химикатов, зерне.
В главные морские порты Китая входит Нинбо-Чжоушань. Из порта вглубь страны ведут железнодорожные пути. Есть прямое транспортное сообщение с внутренними логистическими хабами и центральными провинциями. Port of Ningbo-Zhoushan используют как экспортно-импортный узел для производств в Аньхой, Чжэцзян, Цзянси, реже – Сычуань.
Guangzhou (Гуанчжоу)
Характеристика:
- Расположен в провинции Гуандун в дельте р. Жемчужная.
- Ближайший город – Гуанчжоу.
- Тип объекта: речной / морской экспортно-импортный узел.
- Ежегодный грузооборот 600 млн т.
- Специализируется на автомобильных перевозках, наливных и контейнерных грузах.
Глубоководные портовые причалы предназначены для контейнеров, перевозки грузов, нефти, ТС. С другими узлами КНР связан автомагистралями и ж/д путями. Guangzhou считается важным логистическим узлом в Большом заливе, связывая Гуандун, Гонконг, Макао.
Port of Qingdao (Циндао)
Справочная информация:
- Расположен на Восточном побережье Китая в провинции Шаньдун возле Желтого моря.
- Тип объекта: глубоководный.
- Ежегодный оборот грузов: 600 млн тонн, 24 млн TEU.
- Специализируется на наливных, генеральных и сыпучих (руда, уголь) грузах.
У порта развитая инфраструктура. Включает 120+ причалов, среди которых есть глубоководные для приема крупных судов. Объект оборудован современными терминалами для приема грузов. Отсюда товары отправляются в центральные регионы страны и северо-восточные провинции. Транспортные линии – ж/д и авто.
Tianjin (Тяньцзинь)
Описание:
- Расположен на северо-востоке Китая, у побережья Бохайского залива.
- До Пекина – 120 км.
- Глубоководный морской порт, имеющий речные терминалы.
- Грузооборот: 550 млн т. ежегодно.
- Специализируется на наливных и генеральных грузах, контейнерных перевозках.
Инфраструктура порта развита, поскольку включает терминалы для нефтяных и сыпучих грузов. Есть развитое железнодорожное и автомобильное сообщение. Объект считается основным выходом к морю для северных провинций КНР и Пекина. Это также главный логистический узел экспорта Северного Китая. Принадлежит частной компании Tianjin Port (Group) Co., Ltd. Однако частично контролируется государством.
Dalian (Далянь)
Описание:
- Расположен в провинции Ляонин (северо-восток страны) на побережье Японского и Желтого морей.
- Тип объекта: глубоководный морской порт.
- Ежегодный оборот грузов: 300 млн. т.
- Специализируется на генеральных, сыпучих, наливных грузах, контейнерах.
Порт является важным транзитным узлом, с помощью которого ведется торговля между странами Северо-Восточной Азии и Россией. Отсюда идут товары через Транссибирскую ж/д магистраль. Через его терминалы проходят промышленные товары, идет на экспорт сырье. Инфраструктура включает 70 причалов, а глубина акватории позволяет обслуживать суда до 15-18 м осадки.
Xiamen (Сямынь)
Описание:
- Расположен в провинции Фуцзянь на юго-восточном побережье КНР (Южно-Китайское море).
- Считается глубоководным морским портом в свободной экономической зоне.
- Грузооборот составляет 200 млн т. ежегодно.
- Занимается генеральными, контейнерными, наливными грузами.
У Xiamen хорошее транспортное сообщение с внутренними регионами КНР. Развита морская связь с Южной Кореей, Японией. Является важным импортным и экспортным хабом для Фуцзянь и соседних регионов.
Yantian International Container Terminals
Описание:
- Расположен в районе Янтянь.
- Есть глубоководные причалы глубиной 17,5 м.
- Есть возможность принимать суда вместимостью 20+ тыс. TEU, включая классы ULCV.
- Площадь терминала – 1,5 млн м2.
Порт Янтянь является крупнейшим терминалом, принимающим контейнеры. Важно – объект входит в инфраструктуру Шэньчжэнь. Отсюда начинается основной экспорт бытовой техники, товаров потребительского спроса, электроники. Янтянь – важный транзитный узел для товаров, поступающих в страны Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона, Северную Америку. Из терминала можно перенаправить грузы вглубь Китая, поскольку есть сеть развитых железных и автомобильных дорог.
Lianyungang (Ляньюньган)
Описание:
- Находится в провинции Цзянсу на восточном берегу страны (Желтое море).
- Служит отправной точкой Нового евразийского сухопутно-морского коридора.
- Ежегодный оборот грузов: 300 млн т.
- Принимает крупные суда, поскольку глубина акватории составляет 17 м.
- Специализируется на контейнерах, нефтепродуктах, руде, зерне.
Важный узел, поскольку в радиусе 500 км больше нет морских портов. Здесь начинается ж/д маршрут в Европу и Центральную Азию. С ЕС, Россией и Казахстаном связан Трансазиатской железной дорогой.





